Под Малой Вишерой поисковики нашли части истребителя ЛаГГ-3

Точные данные по самолету и пилоту станут известны позднее, когда будут изучены все необходимые архивы

Место падения советского истребителя ЛаГГ‑3 неподалеку от Малой Вишеры обнаружили члены новгородского поискового отряда «Красная Звезда». Впервые о том, что неподалеку от населенного пункта может покоиться легендарный самолет, стало известно 12 лет назад, когда один из местных жителей рассказал поисковикам о воронке, найденной им в окрестностях города.

Точные данные по самолету и пилоту станут известны позднее, когда будут изучены все необходимые архивы
В небе над Новгородчиной в годы ВОВ шли ожесточенные бои. Фото: «МК в великом новгороде»

Дюжину лет назад волонтеры пять раз прочесывали лес в надежде отыскать место падения истребителя. Тщетно. Поиски возобновились лишь недавно.

«В этом году у нас было шесть попыток найти самолет, но удача улыбнулась во время осенней Вахты Памяти, — рассказали в пресс-­службе поисковой экспедиции «Долина». — Участники отряда обнаружили место, где во время Великой Отечественной вой­ны находились блиндажи и землянки, а главное — множество металла. Вскоре были найдены три небольших люка от ЛаГГ‑3. Находки свидетельствуют о том, что ­когда-то в данной локации находилась воинская часть».

Члены экспедиции пред­полагают, что самолет был подбит в конце весны или летом 1942 года: рядом с металлическими деталями было обнаружено множество кусков фанеры, выкрашенных в «летний» зелено-­черный камуфляж.

Недалеко от места, где в годы вой­ны располагалась воинская часть, поисковики обнаружили воронку радиусом три метра. Во время обследования из недр земли извлекли разбитую броне­спинку, множество гильз от авиационного пулемета и навесной предмет от двигателя.

«На этой детали двигателя частично сохранился номер, — сообщили в «Долине». — Нечитаемыми остались две последние цифры. Предположительно это ПА 145–349. Также найдены выбитые на небольшом обломке алюминия цифры 619. Из архивов была получена информация, что самолет ЛаГГ‑3 № 31211619 с мотором № 145–349 был отправлен с завода 6 декабря 1941 года».

Точные данные по самолету и пилоту станут известны позднее, когда будут изучены все необходимые архивы.

«ЛаГГ‑3 — хорошая ма­шина, принятая на вооружение перед вторжением Германии на территорию СССР, — рассказал «МК в Великом Новгороде» военный авиаэксперт, экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич.Он широко использовался нашими ВВС, хотя лучшими советскими истребителями считают Як‑3 и Ла‑5. Как правило, основным противником ЛаГГ‑3 в небе был немецкий “Мессершмитт” (Bf.109), который заявил о себе еще во время гражданской вой­ны в Испании, а также истребитель “Фокке-­Вульф” (Fw.190), который широко применялся уже во время Великой Оте­чественной вой­ны».

Архивными исследованиями занимаются и волонтеры отряда «Красная Звезда». Они планируют также совершить несколько разведывательных выездов на место падения ЛаГГ‑3.

Из досье "МК"

ЛаГГ‑3 — одноместный одномоторный поршневой моноплан. Использовался в качестве истребителя, перехватчика, бомбардировщика и разведчика. Производился в 1941–1944 годах. Начальником ОКБ и руководителем работ по созданию этого самолета был авиаконструктор Владимир Горбунов. Однако самолет получил свое «имя» по фамилии не только руководителя проекта, но и его ближайших сотрудников — инженера Семена Лавочкина и авиаконструктора Михаила Гудкова.

В годы, когда создавался ЛаГГ‑3, СССР испытывал проблемы с алюминием, основным компонентом для создания корпусов самолетов. Поэтому моноплан сделали из дельта-­древесины. Она изготавливалась прес­сованием березового шпона, пропитанного специальными смолами. Полученный материал не горел и годился для авиастроения, но по весу и прочности уступал алюминию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 4 декабря 2024

Заголовок в газете: Крылья Великой Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру