Огромное количество товаров в магазинах провоцирует людей на импульсивные покупки. Ситуацию усугубляют и маркетплейсы, благодаря которым можно вообще не выходить из дома. Является ли шопоголизм признаком какого-либо расстройства и как бороться с импульсивным желанием заказать новую вещицу. Об этом «МК в Великом Новгороде» рассказала психолог, доцент кафедры социологии, психологии управления и истории Наталья Геннадьевна Косенкова.
Говоря об импульсивных покупках, сразу начнем с хорошей новости: в настоящее время склонность к ним расстройством не считается. Даже крайнее проявление данной тенденции — ониомания — не входит в МКБ-10, хотя многие специалисты ставят зависимость от шопинга в один ряд с зависимостью от еды, алкоголя и даже наркотиков.
Современного человека окружает множество соблазнов: скидки, бонусы, баллы, кэшбек, подарки за покупки. Всему этому крайне трудно противостоять. К тому же, с появлением маркетплейсов процесс покупки максимально упростился. Теперь, чтобы что-нибудь купить, не нужно даже вставать с дивана.
Однако, можно заметить, что люди в разной степени подвержены склонности совершать импульсивные покупки. Проанализировать подобное обстоятельство можно с позиции теории поля, созданной известным немецким психологом Куртом Левиным. Он обнаружил, что люди по-разному взаимодействуют с окружающим их жизненным пространством, а находящиеся рядом предметы обладают притягательной или отталкивающей силой — валентностью. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые необходимо удовлетворить, чтобы снять напряжение.
Исследуя влияние поля на процесс принятия решения человеком, американский психолог Г. Уиткин обнаружил, что испытуемые делятся на два типа — это полезависимые и поленезависимые люди, которые в разной степени реагируют на окружающие их предметы, а также принимают решения под воздействием внешних или внутренних факторов. Полезависимые люди склонны принимать решения под воздействием внешних факторов. Они более склонны к спонтанным, импульсивным решениям. Такие люди чаще совершают импульсивные покупки. Однако стоит отметить, что именно полезависимые люди более социально эффективны.
Как же противостоять желанию совершить импульсивную покупку? Прежде всего, нужно осознать, что за желанием купить что-нибудь ненужное стоит потребность снять напряжение. Поэтому все советы вроде составления списка покупок, ограничений бюджета будут бесполезны, пока человек не научится снимать напряжение другим, более приемлемым способом, и получать удовольствие от чего-то другого.
Можно составить список того, что доставляет удовольствие — например массаж, спа-процедуры, бассейн, танцы, прогулки в парке или активные виды спорта, и регулярно баловать себя чем-то из этого списка. Также, покупая какую-то вещь, можно выработать привычку оценивать её долгосрочную полезность и валентность по нескольким пунктам и покупать только в том случае, если эти значения достигают определенного минимума. Таким образом покупки станут более осознанными.
Очень эффективны будут в борьбе со склонностью к импульсивным покупкам практики телесно-ориентированной психотерапии. Также необходимо отметить, что полезависимые люди более чувствительны к критике со стороны окружающих, поэтому можно предположить, что, если у такого человека на работе или в семье будет неблагоприятная психологическая атмосфера, то новых спонтанных покупок вряд ли удастся избежать. Поэтому необходимо прежде всего гармонизировать атмосферу в семье, по возможности выбирать работу с благоприятным психологическим климатом, и желательно найти хобби, связанное с ситуациями социального одобрения, например.