Утильсбор вырос, из-за чего изменилось ценообразование на авторынке. Встал вопрос, чем теперь выгоднее пользоваться россиянам: каршерингом, такси или же личным автомобилем. «МК в Великом Новгороде» обсудил эту тему с доцентом кафедры экономической теории и ведущим научный сотрудником Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрием Морковкиным.
Текущая ситуация с изменением цен на отечественном автомобильном рынке, автозапчасти и затраты логистической отрасли в целом с осени 2024 года зависят от различных факторов, включая повышения коммерческого утильсбора, спрос и предложение на рынке, а также внутренние и внешние рыночные условия.
Если экономическая ситуация в стране, оцениваемая Банком России как «серьезный перегрев» сохранится и инфляционные ожидания продолжат держаться на высоком уровне, это может привести к росту цен на автомобили из-за увеличения затрат на производство, роста цен на компоненты и комплектующие, а также повышения налогов и пошлин, отметил собеседник издания.
Также, дефицит полупроводников и задержки в производстве могут способствовать удорожанию автомобилей, добавил он.
«Ожидать снижения цен можно было бы в нескольких случаях: если инфляция замедлится, глобальные поставки компонентов восстановятся, и производственные цепочки наладятся. Первоначально подешеветь могут те автомобили, которые менее востребованы на рынке или производятся в большем количестве. Также скидки могут коснуться старых моделей, чтобы освободить место для новинок», — рассказал эксперт.
По словам специалиста, автомобили среднего и бюджетного сегмента могут стать дешевле быстрее, чем премиум-сегмент, так как производители могут стремиться стимулировать спрос на более доступные модели. Однако основное давление на цены вверх на авторынке в России с осени 2024, безусловно, будет оказывать повышение утилизационного сбора на 70-85 %. Одновременно, это повлияет на увеличение цен на новые автомобили в среднем на 10-30 %, и на 5-15 % на подержанные авто в лагом 2-4 месяца.
Рост цен на автозапчасти связан в большей степени с усложнившейся на фоне санкционных ограничений цепочкой доставки импортных деталей, комплектующих, поступающих по параллельному импорту, а также с сохраняющимся сложностями в их оплате контрагентами.
В условиях прогнозируемого общего роста цен на авторынке, средние затраты, связанные с владением личного автомобиля, будут расти (включая рост утильсбора, цен на топливо, транспортный налог, ОСАГО, стоимость обслуживания и ремонта, платные парковки, штрафы и пр.), отметил собеседник издания и добавил, что это означает сокращение общей доступности автотранспортных средств.
«В этой связи, для автолюбителей, редко пользующихся личным автомобилем, с экономической точки зрения, стоит рассмотреть альтернативу в форме каршеринга или использования такси, это будет дешевле», — подытожил Морковкин.