Парктроник для автопоезда
К получению гранта Андрей Вахрушев шел достаточно долго. Трудностями парковки крупногабаритных транспортных средств он, ныне инженер по работе с крупными международными проектами ЗАО «ДС Контролз», озадачился еще в студенчестве.
«Во время учебы в университете я подрабатывал на одном из новгородских предприятий по обслуживанию и ремонту герметизаторов проема, их еще называют докшелтеры, или подъемно-секционные ворота для погрузки и разгрузки фур. Тогда, будучи непосредственно погруженным в процесс, я задумался, можно ли избежать таких больших ремонтных издержек, ведь подъемно-секционные ворота достаточно часто подвергаются ремонту. Проблема нередко возникает из-за спешки для сокращения времени погрузки или выгрузки, а ведь управление крупногабаритным транспортом отличается от управления легковым, парковка требует повышенной внимательности и занимает больше времени, — рассказывает Андрей. — Мне пришла мысль, что некий механизм, выполняющий функции ассистента, похожий на парктроник легкового автомобиля, смог бы значительно сократить время парковки автопоезда, трудозатраты водителя, сэкономить на частом ремонте докшелтеров и повысить безопасность маневра».
Надо отметить, что учился Вахрушев в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по направлению «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Окончил бакалавриат и магистратуру. После этого дополнительно получил образование по специализации «мехатроника и робототехника».
Научной деятельностью Андрей увлекся еще в 2018 году. А в 2021‑м стал победителем грантового конкурса от Фонда содействия инновациям «УМНИК-Автонет 2021». Проект, с которым новгородец выиграл грант 500 тысяч рублей, называется «Разработка системы-ассистента для автоматизации парковки автопоезда». Кстати, по словам Андрея, именно его педагоги — профессор кафедры «Технологии машиностроения», д. т. н. Валерий Емельянов и заведующий кафедрой «Мехатроника и робототехника», доцент, к. т. н. Александр Абрамов — рассказали о программе, в которой можно выиграть финансирование на реализацию своей идеи.
По словам Андрея, его разработка позволит сократить время парковки автопоезда как минимум в два раза, а также снизить затраты на ремонт герметизаторов проема (просто потому, что ДТП станет меньше). Но что, пожалуй, важнее — технология повысит уровень безопасности водителя и участников движения.
«При парковке грузовых автомобилей часто случается ДТП. Разрабатываемая система парковки грузовых машин будет давать такие преимущества, как сокращение времени парковки, повышение уровня безопасности при движении задним ходом, при погрузке, разгрузке и движении в ограниченном пространстве», — рассказывает Андрей Вахрушев.
На сегодня модель устройства, разработанного новгородцем, состоит из блока управления для расчета поворота колес и вывода информации на экран, датчиков для считывания информации автопоезда и внешней среды. Но пока это все лишь в проекте. Как только будет создан опытный образец, Андрей займется проверкой и оптимизацией алгоритмов управления устройством.
«Ввиду отсутствия аналогичного устройства система может стать высококонкурентной на российском и мировом рынке», — говорит новгородец.
25 млн рублей на аккумуляторы
Две новгородские компании подавали свои заявки на общероссийский грантовый конкурс «Коммерциализация‑2021 (очередь XVI)». И выиграли! Как сообщают в областном Минпромторге, всего было подано 240 заявок из 50 субъектов России. 24 из них не допустили до конкурса по формальным признакам. А по результатам заочной экспертизы жюри рекомендовало к финансированию и вовсе лишь 84 проекта. Новгородские вошли в этот перечень.
«Обе компании работают в сфере импортозамещения, и такая поддержка Фонда очень нужна и весьма своевременна сейчас», — прокомментировал победу региональных предприятий директор Новгородского центра развития инноваций и промышленности Константин Харламов.
Отмечается, что один из победителей производит стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы серий OP, OРzS и АСК, тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы РzS и аккумуляторные батареи на их основе, а также электролит сернокислотный высокой чистоты. Предприятие стало победителем по треку «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии».
Проект компании имеет весьма длинное название — «Коммерциализация существующих разработок, изобретений с целью расширения рынков и увеличения объемов производства и реализации инновационных свинцово-кислотных стационарных аккумуляторных батарей, используемых в системах традиционной энергетики».
Если говорить простым языком, продукция предприятия может быть использована в нефтяной, газовой и других отраслях промышленности. Когда проект будет реализован, на выходе предприятие получит стационарный свинцово-кислотный аккумулятор с характеристиками, соответствующими зарубежным аналогам.
«Зарубежные и отечественные рынки свинцовых аккумуляторов очень насыщенны, конкуренция высока, на данный момент есть возможность поставки наших аккумуляторов за рубеж только по одному каналу — это в составе нового оборудования, — рассказывает генеральный директор ООО «НовАК» Андрей Усков. — Что касается импортозамещения, то в сложившейся экономической ситуации у нашего предприятия есть преимущество перед иностранными конкурентами в цене: из-за высокого курса валют наши аккумуляторы дешевле на 20–25%, чем импортные. После реализации данного проекта у нас появится расширенная линейка аккумуляторов, изготовленных на 98% из российских комплектующих, что позволит снизить цену еще на 3–5%, поэтому мы стараемся не упустить возможность увеличить объем производства и потеснить конкурентов».
Изделия для монополистов
ООО «Эллипс» также выиграло грант в размере 25 млн рублей. Проект этого предприятия называется «Расширение производства и повышение качества индуктивных электронных компонентов и магнитопроводов с высокой магнитной проницаемостью и низкими потерями на базе новых аморфных и нанокристаллических сплавов».
Как cообщают в Минпромторге Новгородской области, основным направлением работы завода является разработка и промышленный выпуск магнитных сердечников трансформаторов как на основе электротехнических сталей, так и с использованием нанокристаллических и аморфных сплавов.
Сейчас предприятие выпускает около 50 тысяч нестандартных трансформаторов и дросселей для всех отраслей народного хозяйства России.
«Проект позволит нам освоить производства новых материалов, повысить качество продукции, приобрести и запустить установку для спиннингования расплава и обеспечить высокое качество заготовок, полученных из них аморфных лент и конечных изделий, — рассказал директор ООО «Эллипс» Вадим Марков. — Разработанные изделия будут востребованы как в традиционных ключевых отраслях (РЖД, «Россетти», «Газпром», «Телеком»), так и в новых, быстроразвивающихся (ВИЭ, электромобили, беспилотный транспорт, авионика, космонавтика, медицинская диагностика, интернет вещей)».