ДТП в Новгородской области заставило стражей дорог и врачей бить в набат

Летние каникулы еще не начались, а на дорогах уже появились несовершеннолетние на двухколесном транспорте. У них, как правило, нет водительского удостоверения, но есть желание покрасоваться перед друзьями. А еще есть родители, которые не видят в покупке подростку мопеда или скутера ничего страшного. Недавнее ДТП в Новгородском районе (в нем пострадали подростки) в очередной раз показало: проблема есть, и ее надо решать сообща.

ДТП в Новгородской области заставило стражей дорог и врачей бить в набат
В Пролетарии пострадали двое подростков. Фото: Отдел ГИБДД «Новгородский»

Отказалась от шлема?

Вечер пятницы, 12 мая, был для молодежи поселка Пролетарий самым обычным. Подростки собрались около местного клуба. Как минимум один из них — 15‑летний школьник — приехал на питбайке.

Когда около сельского клуба появляется мотоцикл, вокруг, как правило, собирается небольшая толпа «знатоков» и интересующихся. И практически всегда в компании будут девочки, желающие и соглашающиеся прокатиться с ветерком. По крайней мере, так было с тех пор, как в селах появились мотоциклы.

О том, как развивались события 12 мая, стало известно из местных пабликов в социальной сети «ВКонтакте». Историю в нескольких постах описал 14‑летний ученик Новоселицкой средней школы Никита, сообщив, что все произошло на его глазах. Мы не будем цитировать мальчика (Никите, если он хочет сдать ОГЭ, стоит подтянуть знания по русскому языку), а кратко перескажем суть.

Пятничным вечером 15‑летний водитель питбайка взял пассажиром 16‑летнюю девочку. Школьнице предлагали надеть шлем, но она, как пишет очевидец Никита, отказалась. Двигатель мини-мотоцикла заурчал, и пара, красиво отъехав от клуба, выкатила на дорогу общего пользования. С поселковой улицы выехали на более широкую и комфортную региональную магистраль Москва — Санкт-­Петербург — Бронница — Мшага. А дальше — визг автомобильных тормозов и удар. Легкий мотоцикл, не предназначенный для езды по автомобильным трассам, ушел юзом, его водитель и пассажир вылетели из седла.

Мнения о том, как именно произошло ДТП, у подростков, защищающих своего друга, и сотрудников правоохранительных органов расходятся. Дети уверяют, что водитель питбайка ехал, не превышая скорости и соблюдая ПДД. По их мнению, водитель автомобиля должен был уступить дорогу. Ссылаются на соответствующий дорожный знак.

«Хоть он и без прав, стаж у него большой, уж поверьте», — уверяет Никита подписчиков паблика «Отдел ГИБДД “Новгородский”».

У стражей дорог, выезжавших на место ДТП, другая информация об обстоятельствах аварии.

«В 22:00 на 12 км автодороги Москва — Санкт-­Петербург — Бронница — Мшага в поселке Пролетарий водитель, мужчина 1976 года рождения, управляя автомобилем «Киа Рио», совершил столкновение с двигающимся в попутном направлении мотоциклом (питбайком) под управлением 15‑летнего подростка (мотошлем использовался)», — сообщила пресс-­служба отдела ГИБДД «Новгородский».

Аналогичную версию произошедшего озвучила и прокуратура.

«Предварительно установлено, что в ноч­ное время на автодороге в поселке Пролетарий подросток 2008 года рождения с девочкой-­пассажиркой двигались по проезжей части на питбайке. Впоследствии подростки на питбайке столкнулись с легковым автомобилем», — сообщила пресс-­служба надзорного органа.

Последствия столкновения серьезны: 15‑летний водитель и его 16‑летняя пассажирка госпитализированы в Областную детскую клиническую больницу. У мальчика перелом голени, девочке диагностировали закрытую и открытую черепно-­мозговую травму.

По поручению и. о. прокурора области Павла Россоловского сотрудники надзорного ведомства оперативно организовали проверку. Они уже побывали в поселке Пролетарий. Ответить им, согласно релизу, нужно на два вопроса. Первый: в надлежащем ли состоянии дорожное покрытие на автодороге? Второй: при каких обстоятельствах (кем и зачем) питбайк был передан несовершеннолетнему? Ситуация, как отмечают в ведомстве, находится на контроле у руководства.

Отбирать и штрафовать

ДТП, произошедшее в поселке Пролетарий, в очередной раз показало, что между взрослыми и подростками — пропасть. Дети уверены, что мототехника создана именно для них.

«Мы все прекрасно знаем, что много несовершеннолетних ездят на старых советских и новых китайских мотоциклах. Многие знают ПДД», — уверяет пользователей «ВКонтакте» 14‑летний Никита.

Жители поселка сетуют: на дорогах действительно можно увидеть детей на транспортных средствах. В Пролетарии даже есть своя страшилка — мальчонка лет 10, разъез­жающий по дорогам на карте — крохотном гоночном автомобиле без кузова.

«Гоняет малыш, ездит по проезжей части Пролетарской улицы и улицы Ленина. Потенциальная жертва ДТП. Родители, задумайтесь», — пишет в паблике поселка местная жительница Татьяна.

«Зимой вылетел мне рядом с машиной на неосвещенной дороге, и сам без света. Я чуть от страха не поседела. Гоняет между машинами на Пролетарской. Наверное, родители считают, что это круто, а если ­что-то случится, все вокруг виноваты. А то, что ребенок сидит в машинке, которая ниже моего колеса, так это ничего? Надо реагировать на такие вещи до того, как ­что-то случилось, а не потом», — подхватывает автомобилист Анна.

«Видела, как он чуть под машину не влетел. Скорость у этого средства немаленькая. О чем думают родители?» — вопрошает жительница Пролетария Галина.

Подписчики паблика «Отдел ГИБДД “Новгородский”» уверены: в области нужно провести рейд. И не один.

«Отобрать все эти мотики. Гоняют как бешеные, без шлемов, представляя опасность не только для себя, но и для пешеходов», — возмущается житель Новгородской области Дмитрий.

Взрослые пользователи социальных сетей подхватывают тему. Мол, надо не только провести рейды, но и штрафовать родителей, позволяющих детям ездить на мопедах, питбайках и другой технике с мотором.

Между тем жизнь показывает, что молодежь на чужих ошибках не учится. Уже после ДТП в Пролетарии инспекторы предотвратили ДТП с участием мопеда, в седле которого находился 19‑летний парень. Правда, для этого за юношей пришлось погоняться. Мопедист без шлема четырежды проехал на красный и упорно игнорировал требования ДПС остановиться. Оказалось, что у юноши не было не только шлема, но и водительского удостоверения. Зато теперь есть целый букет штрафов: за езду без прав и шлема, за невыполнение требований инспекторов ДПС и за проезд на красный сигнал светофора (по 1 тысяче руб­лей за каждый проезд).

«Врачам прибавится работы»

Пока пользователи социальных сетей до мозолей на пальцах спорят в пабликах о том, с какого возраста можно садиться в седло и может ли человек без водительского удостоверения хорошо знать ПДД, стражи дорог и врачи напоминают: во главе угла должны быть мысли о безопасности — своей и окружающих. «Мопед, скутер, мотоцикл — это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия», — предупреж­дают сотрудники ГИБДД.

Медики же убеждены, что ряд травмо­опасных транспортных средств гораздо шире. И уже морально готовятся к потоку юных пациентов.

«Наступило время велосипедов, самокатов и прочих летних средств передвижения, а значит, врачам прибавится работы», — констатирует пресс-­служба Минздрава Новгородской области в своем телеграм-­канале. Еще в конце апреля в попытке донести если не до подростков, то до их родителей опасность летних ТС врачи посвятили очередной выпуск программы на телеканале НТ «Скажите, доктор» именно детскому травматизму.

Как рассказал заведующий травмато­ло­гическим отделением Новгородской област­ной детской клинической больницы Иван Чер­нев, несовершеннолетние получают как «ам­булаторные» травмы, так и «стационарные».

«Амбулаторные — это ушибы, мелкие раны, ссадины, растяжения, переломы без смещения, — объясняет врач. — А стационарные требуют лечения под наркозом, наблюдения в условиях больницы либо оперативного вмешательства, что реже к детям применяется, обычно травмы лечат консервативно».

По словам врача, часто неудачно прокатившиеся на велосипедах и самокатах дети попадают не к травматологу, а к хирургу. Случается, что им диагностируют травмы брюшной, грудной полости, разрывы селезенки, печени, травмы легкого. Такие повреждения несовершеннолетние получают, натыкаясь при падении на руль, бордюр и другие препятствия.

«Сейчас дети катаются не только на самокатах и велосипедах. Считается достаточно модным купить ребенку мотоцикл или мопед», — сетует Иван Чернев. Он делится наблюдениями, что подростки в сельской местности чаще садятся на такой транспорт, нежели городские. В­се-таки в крупных населенных пунктах больше полиции и контролирующих органов. Итог же неудачных поездок — серьезные повреждения.

«Это черепно-­мозговые травмы, ушибы головного мозга, разрывы внутренних органов. Некоторые травмы могут быть несовместимы с жизнью. Даже перелом бедра может быть летальным, — предупреждает травматолог. — При падении с таких транспортных средств кинетическая энергия большая, и удар может привести к серьезным последствиям. А покупка первого попавшегося шлема — не решение проблемы. Он может треснуть, как и голова. Шлем — это не гарантия стопроцентной защиты, так же как налокотники и наколенники».

А как стать всадником законно?

Жители Новгородской области, которым близка байкерская романтика, сетуют, что детям, мол, просто негде учиться сидеть в седле. Подмечают: ­паспорт-то дают уже в 14 лет. Однако забывают, что ПДД прописаны кровью.

«У нас закрыты мотосекции. А как иначе научиться управлять мото?» — вопрошает житель Старой Руссы, любитель мототехник и снегоходов Александр. На своей странице мужчина активно выкладывает памятки для автомобилистов вроде «Сохрани жизнь мотоциклисту» и анонсирует разно­образные мотопраздники.

На этот вопрос у сотрудников ГИБДД есть ответ: «Для управления мототранспортным средством необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД».

Инспекторы напоминают:

- управлять мотоциклом, трех- или четырехколесным трайком, трициклом или квадрициклом (не путать с квадроциклом) можно с 18 лет при наличии в/у с открытой категорией А;

- легкими мотоциклами с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров можно управлять с 16 лет при наличии в/у с категорией А1;

- управлять мопедом, скутером, независимо от объема двигателя, даже если он менее 50 кубических сантиметров, можно только с 16 лет при наличии в/у категории М.

«Управляя мопедом, скутером, велосипедом, юные участники дорожного движения часто не задумываются о своей безопасности, — говорят инспекторы. — Зачастую родители просто дарят ребенку мопед, принимая его за ­что-то вроде игрушки или спортинвентаря и совершенно не думая о том, к каким трагическим последствиям может привести такой подарок при несоблюдении ПДД. Тем самым они подвергают здоровье и жизнь своих детей опасности, нарушая ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ («Родители обязаны заботиться о здоровье своих детей…»)».

Стражи дорог настоятельно рекомендуют родителям контролировать своих детей и пресекать их попытки сесть за руль транспортного средства. Тех, кто безразлично относится к здоровью детей, инспекторы просят задуматься хотя бы о сохранности семейного бюджета. Так, за управление мопедами (скутерами) без водительского удостоверения соответствующей категории предусмотрен штраф в размере от 5 до 15 тысяч руб­лей (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ), при этом транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку.

«При выявлении фактов нарушения ПДД несовершеннолетними водителями мопедов и скутеров сотрудники Госавтоинспекции в обязательном порядке ставят в известность подразделение по делам несовершеннолетних. Родители нарушителей привлекаются к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. За передачу родителями мототранспорта несовершеннолетним, не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории, предусмотрен штраф в размере 30 тысяч руб­лей, — предупреждают сотрудники ГИБДД. Они не оставляют попыток достучаться до родительских чувств: — Подумайте, прежде чем купить своему ребенку самый травмоопасный вид транспорта (мопед или скутер). Безобидные на первый взгляд подарки оборачиваются порой трагедией. Не допускайте непоправимых ошибок!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2023

Заголовок в газете: Скутер детям не игрушка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру