События, которые легли в основу уголовного дела, произошли в октябре 2019 года в селе Песь Хвойнинского района Новгородской области. Артем выпивал с приятелем. Как это нередко бывает, диалог привел к ссоре. Как установил суд, Садовников набросился на товарища. Семь раз ударил по лицу. А потом схватил некий предмет с острым лезвием и отрезал оппоненту правое ухо.
Травматическую ампутацию ушной раковины эксперты расценили как причинение тяжкого вреда здоровью.
«[Тяжкий вред] выражается в неизгладимом обезображивании лица [потерпевшего]», — сообщала объединенная пресс-служба судов (ОПСС) Новгородской области.
Уголовное дело следователи возбудили по соответствующей статье. Артему Садовникову грозило до 10 лет лишения свободы.
Отягчающим обстоятельством стало то, что на момент совершения членовредительства мужчина был пьян. Но были и смягчающие обстоятельства: явка с повинной на стадии предварительного следствия, оказание первой помощи потерпевшему, положительные характеристики и «проявление заботы о близких родственниках». К слову, уже на судебном заседании Садовников вину не признал. Более того, высказал мнение, что это не он лишил приятеля уха.
«Садовников предположил, что во время его драки с потерпевшим собака (такса) могла откусить ухо последнему», — сообщала ОПСС области.
Суд, отметим, не стал наказывать по всей строгости закона. Из 10 возможных Садовников получил 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Однако мужчина в установленный период обжаловал приговор, подав с помощью адвоката апелляционную жалобу. После того как ее отклонили, защитник осужденного, посчитав судебные акты необоснованными, обратился в Кассационный суд.
«[Он] просил судебные решения отменить и направить дело на новое судебное разбирательство», — сообщила ОПСС.
Сотрудники кассационной инстанции изучили все документы и пришли к мнению, что выводы суда о виновности Садовникова полностью подтверждаются доказательствами по делу.
«Его действия правильно квалифицированы по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ. Оснований для иной квалификации или оправдания осужденного не имеется. Оснований для смягчения наказания не усматривается», — вынес свой вердикт Кассационный суд.
К слову, Садовников — не единственный россиянин, отрезавший своему оппоненту орган слуха. Ушей лишались жители разных городов и в разных местах, но при схожих обстоятельствах: в подавляющем большинстве случаев российские Тайсоны были пьяны. В 2010 году новосибирец напал на посетителя кафе — за разбой (мужчина отобрал телефон и украшения) ему дали 9 лет лишения свободы.
В 2011‑м житель Омска, находясь в бане, избил и покусал знакомого (1,5 года лишения свободы). В 2015 году житель Томска отсек ухо гостю и избил подругу (приговор — 5 лет). В 2016 году волгоградец во время застолья избил друга до потери сознания, а потом отрезал ему ножницами левое ухо (суд дал 2 года).
В 2017 году житель Курска обезобразил посетителя одного из пивбаров (получил 3 года условно). В том же году в Удмуртии суд приговорил к 2 годам условно мужчину, отрезавшего ухо своему собутыльнику. В 2018 году в Хабаровске 23‑летний парень после попойки лишил органа слуха 52‑летнего хозяина дома (4,5 года лишения свободы). В 2020 году житель Сарапула за лишение собутыльника уха получил 3,5 года условно.