Нередки случаи, когда водители, пропуская пешехода на переходе, начинают его торопить: подают звуковые сигналы или «моргают» фарами. Если пешеход начал торопиться, поскользнулся, упал и получил травмы, будет ли водитель нести ответственность в этом случае? Ответ на этот вопрос дала «МК в Великом Новгороде» кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева.
Согласно п. 19.10 ПДД, звуковые сигналы могут применяться только:
- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, водитель не имеет права сигналить пешеходу с целью поторопить его. В таком случае он будет привлечен к ответственности по ст. 12.20 КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.
Что касается ответственности водителя, в данном случае, то будет очень сложно доказать, что именно подача звукового сигнала привела к травме. Если же все-таки такие доказательства будут предоставлены, то водитель понесет ответственность. Однако здесь нужно учитывать, переходил ли пешеход дорогу в положенном месте или нет, а также причины медленного перехода через дорогу (был ли это пожилой пешеход, ограниченный в физических возможностях, или же пешеход специально медленно передвигался).
А что же пешеходы? Стоит ли им «быть вежливыми» с водителями и торопиться при переходе проезжей части?
Пешеходы не обязаны проявлять вежливость по отношению к водителям, однако, в соответствии с п. 4.6 ПДД, выйдя на проезжую часть или трамвайные пути, они могут задержаться или остановиться только если это необходимо для безопасности движения. Если пешеход не успел завершить переход, ему следует остановиться на островке безопасности или на линии, которая разделяет транспортные потоки. Перейти улицу он сможет, когда убедится, что это безопасно.