Доцент кафедры педагогики НовГУ Светлана Ваторопина и доцент кафедры психологии Лада Александрова исследовали потенциал прародителей в системе логопедической реабилитации детей с алалией — системным нарушением речи в связи с недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга, сообщила пресс-служба Новгородского государственного университета.
Исследователи отметили, что для реабилитации таких детей очень важны близкие взрослые. Безусловно, огромное значение в развитии речи имеет мать как образец подражания для малыша. Ролью других членов семьи, таких как отец, братья, сестры исследователи пока особо не интересовались. А ученые НовГУ постарались узнать, как на детей с алалией влияют дедушки и прадедушки. Учитывая, что продолжительность жизни сейчас растет, и многие пожилые люди долго остаются активными, старшее поколение может оказать значительную помощь в воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Базой для исследований стар Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Исследование длилось с 2015 по 2023 год, его участниками стали 287 прародителей, которые сопровождали дошкольников с алалией на занятия по реабилитации. Кроме бабушек и прабабушек, которых среди прародителей было большинство, малышей водили в центр 17 дедушек и двое прадедушек – жителей Новгородского, Боровичского, Старорусского, Чудовского, Волотовского, Валдайского, Маловишерского, Батецкого районов и Великого Новгорода. Дедушкам и прадедушкам было от 56 до 78 лет.
Исследователи расспросили прародителей, что, по их мнению, стало причиной проблем с речью у ребенка. Ответы были такими:
- «врачи недоглядели»;
- плохая работа воспитателей в детском саду;
- недостаток внимания со стороны родителей;
- плохая наследственность;
- плохая речь родителей и других членов семьи.
Выяснилось, что прародители, как правило, знают о современных методах коррекции речи. Многие располагали информацией о передовых клиниках Санкт-Петербурга, некоторые были знакомы с терминологией, которой пользуются специалисты в этой области. Практически все опрошенные считали свое участие в реабилитации внуков или правнуков очень важным, задавали логопедам вопросы, выполняли их рекомендации, регулярно занимались с детьми дома.
В результате исследования ученые НовГУ пришли к выводу об огромном потенциале дедушек и прадедушек в реабилитации детей с алалией.
О том, когда необходимо показать ребенка логопеду, мы писали в этом материале.